Значение и роль отраслевой науки на предприятиях по производству металлических изделий.

Не секрет ни для кого, что ряд металлообрабатывающих предприятий России на сегодняшний день имеют неполную загрузку своих производственных мощностей, испытывают серьезные проблемы с выплатой достойной заработной платы, своевременной уплатой налогов, или вообще, находятся в предбанкротном состоянии. И это происходит в условиях наличия достаточно емкого рынка производимой ими продукции. К тому же, существующая политика импортозамещения и заградительных санкций должна бы стимулировать загрузку отечественных производственных мощностей, а по факту это вяло текущий процесс. В чем причина? Вы знаете, сложилось так, что половина моей трудовой деятельности была связана с наукой и производством оборонной промышленности, а половина – с отечественным автопромом. И периодически, в том числе и за рубежом, задавались вопросы: почему вы, русские, очень неплохие технические специалисты, делаете некачественные автомобили, и в то же время лучшее в мире оружие? Ответ напрашивается известной фразой: кадры решают все!

К примеру, строительство и запуск в строй АвтоВАЗа и его смежных производств. В те годы Советским Союзом была закуплена технология производства одного из лучших малолитражных автомобилей ФИАТ-124. Заводы-смежники так же строились по самым современным зарубежным технологиям. Вместе с ними подтягивались по номенклатуре и качеству металлургические заводы, производители пластмасс , электроники и резино-технических изделий. АвтоВАЗ окупил себя в течение нескольких лет работы, на деньги, заработанные АвтоВАЗом был построен КамАЗ. Многие инженерные кадры прошли качественное обучение за границей, была создана целая сеть профтехучилищ, техникумов, общеобразовательных, научно-исследовательских и проектных институтов. По Горьковскому автомобильному заводу, автомобиль ГАЗ-66 в 1967 году получил золотую медаль в Германии на Лейпцигской ярмарке. Ижевский автомобильный завод: про это немногие знают, но первый действующий образец автомобиля «Нива» - прототипа городских кроссоверов, был создан ижевскими инженерами , он сохранился и находится в музее ИжАвто. Правда, по иронии судьбы это производство было организовано в Тольятти. В 1978 году «Нива» была признана лучшим автомобилем года своего класса на автосалоне в Брно, успешно продавалась в Японии и странах Европы. Руководитель проекта «Нива», в последствии главный конструктор АвтоВАЗа Прусов Петр Михайлович японцами был назван крестным отцом «Сузуки Гранд Витара». Думаю, что значительная часть этой уважаемой аудитории ездит на кроссоверах, правда уже иностранного производства.

Вроде бы все замечательно, старт хороший, но что имеем на сегодня, вы все видите. АвтоВАЗ с трудом производит вместе с отверточной сборкой меньше половины своей производственной мощности, убыточен, заводы-смежники находятся в подобном положении, калибровочные заводы, в частности «Северсталь-Метиз», потеряли внушительные заказы на автомобильный прокат, хотя мировое производство легковых и легких коммерческих автомобилей, примерно 80 млн. штук в год в течение продолжительного ряда лет нисколько не упало. Причина в спаде одна – за последние десятилетия с АвтоВАЗа и многих его поставщиков по разным причинам ушли квалифицированные инженерные кадры. Хотя первоначально звучало: им на смену придут современные топ-менеджеры с прекрасным техническим и экономическим образованием, которые превосходно знают производство и чувствуют рынок. Пришли, но вышло все наоборот. Камаз находится в значительно выигрышном положении, так как за эти годы не растерял костяк команды.

Оборонная промышленность, к счастью, все таки сохранила свой потенциал, и одну из главных причин сыграл патриотизм работников этой отрасли. К тому же система качества – военные приемки – на всех передельных этапах позволяет понять, кто конкретно виноват в выпуске некачественной продукции и что нужно делать для устранения этого. Как и ранее ведущие вузы ( МГТУ имени Баумана, Военмех и Политех Санкт- Петербурга и другие) готовят квалифицированные инженерные кадры, есть постоянная связь производств с научными организациями, ведутся различные НИОКР.

Важнейшую роль в обеспечении полуфабрикатами наших производств играет металлургия. И хотя периодически появляется критика по качеству выпускаемого металла для промышленности в целом, но в основном металлурги сохранили, а где и приумножили в качественном отношении свой потенциал. На конференциях от метизников часто звучит: мы не можем делать качественную конкурентную продукцию, потому что отечественная металлургия не способна обеспечить дешевым и нужным металлом, а зарубежный дорог. Это далеко не так. По специфике нашей продукции мы заказываем у отечественных поставщиков сложные прецизионные сплавы редких металлов и уникальные легированные марки сталей. Поверьте, профессиональная работа с техническим и коммерческим персоналом металлургических предприятий практически всегда приводит к положительному результату, как по качеству, так и по цене. К примеру, предприятия группы «Мечел» ( Белорецкий металлургический комбинат, Ижсталь, Челябинский металлургический комбинат, Уральская кузница) полностью обеспечивают нас всеми металлургическими изысками. Предприятие Росатома ( Чепецкий механический завод) и ВСМПО АВИСМА – современными титановыми сплавами. Иногда возникают проблемные вопросы по большой номенклатуре и малым монтажным нормам. Но это все регулируется в процессе переговоров по приемлемым срокам поставки и взаимовыгодным ценам.

Теперь о рынках сбыта. Предприятия Ассоциации производителей пружин успешно продают свои пружины за рубеж ( НПЦ «Пружина» Ижевск), «Пружинный Центр» в интересах зарубежного автопрома проводит научно-исследовательские работы. Так что рынок есть, было бы желание и умение. В советские времена была такая статистика: кандидатом наук становится один из ста инженеров, а доктором – один из тысячи, и в основном только эти люди способны вести вперед технический прогресс , правда – при определенной политической поддержке.

В свое время на Челябинском металлургическом комбинате при мощной научной подготовке была освоена вся линейка штампуемых и пружинных марок сталей для АвтоВАЗа и КамАЗа.

При монтаже и запуске 350 стана Оскольского электро-металлургического комбината в решении технических вопросов принимали активное участие ученые института Бардина, самого ОЭМК и автопрома. Это позволило на многие годы иметь в России стабильного поставщика качественного сортового проката.

А при проектировании реконструкции 250 стана Ижстали были недостаточно проработаны вопросы требований рынка и поставки программного обеспечения на стадии разработки технического задания . И в последствии группа «Мечел» понесла серьезные непроизводительные затраты.

Тулачерметсталь в настоящее время проводит работы по строительству и запуску производства сортового проката по классической схеме ( из жидкого чугуна). Все хорошо, но запроектированные линии регулируемого охлаждения проката не позволят в полной мере получать нужные свойства металла с прокатного нагрева , необходима дополнительная термическая обработка. Не нужно быть экономистом, чтобы понять, что оплата работы компетентного ученого на порядки ниже тех многомиллионных затрат, которые будут понесены в дальнейшем.

Приведу несколько примеров:

1. Файнштейн Нина Михайловна, в 80-е годы прошлого столетия разработала и начала внедрять в Советском Союзе установку по производству сталей с двухфазной феррито-мартенситной структурой для холодной объемной штамповки. Прекрасная идея, крепеж после высадки набирает требуемые механические свойства и не нужна последующая термическая обработка. Но потом Нина Михайловна уехала жить в США и работы в Союзе прекратились. Но ее идеи успешно реализованы в Японии, Южной Корее и Европе, данный прокат называется «энергосберегающая проволока».

2. Лавриненко Юрий Андреевич – ведущий научный сотрудник ФГУП НАМИ. Пришел работать техническим директором на Красную Этну Нижний Новгород. Это предприятие сразу же освоило крепеж АвтоВАЗа и начало поставку заготовок болтов в Европу на немецкие автосборочные заводы. Им была предложена и успешно реализована оригинальная технико-коммерческая схема: Красная Этна покупает у бельгийской фирмы холодно-высадочные автоматы, нижегородцы получают и осваивают технологии изготовления крепежа для западных заводов, а бельгийцы лоббируют интересы Этны в вопросах сбыта на европейском рынке.

Предприятия Ассоциации производителей пружин тесно сотрудничают с учеными ФГУП «Прометей» и ряда НИИ оборонной промышленности. Это позволяет нам выпускать современную продукцию высокого качества и иметь стабильные заказы как по изделиям из черных металлов, так и из прецезионных и титановых сплавов.

Совместная работа с профессором Шавриным О.И. (университет Калашникова г. Ижевск) позволила нам после исследовательских работ вплотную подойти к производству в России закалено-отпущенной проволоки диаметром от 8 до 16 мм.( на сегодня завозится из-за рубежа пружин из этой проволоки более тысячи тонн в месяц – это подвеска автомобиля,комбайны Ростсельмаша и другие потребители).

Разработанные профессором Семашко Н.А. методики и приборы акустической эмиссии позволяют нам с минимальными затратами моделировать и при необходимости вносить коррективы в процессы кристаллизации слитков и термомеханической обработки проката сплавов, в том числе титановых, рекордно снижать время долгосрочных экспериментов, определять характеристики релаксации металла и прогнозировать сроки службы пружинных изделий.

По итогам работы за отчетные периоды мы проводим анализ затрат, сроков окупаемости проектов и эффективности вложений. Пришли к результату: наилучшими работами в маржинальном выражении являются наукоемкие технологии, они способны не только увеличить рентабельность, но и осущесвить технический и экономический прорыв в определенных направлениях производственной деятельности.

Заместитель Генерального директора к.т.н. Сорокин А.А.

 
Учредитель "Ассоциации производителей пружин"
Яндекс.Метрика Google+